С 2023 года МБОУ «СОШ № 16» г Усолье-Сибирское является региональной инновационной площадкой (РИП), реализующей проект: «Психолого-педагогическая направленность профильного обучения как эффективный инструмент формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС». Срок действия площадки: 2024-2025 гг.
Целью проекта является создание условий для развития психолого-педагогических компетенций обучающихся общеобразовательного учреждения на основе создания мотивирующей образовательной среды.
В рамках деятельности региональной инновационной площадки на базе школы в сотрудничестве с МКУ «Информационный методический центр» 27.09.2024 г. была проведена очная стажерская практика «Психолого-педагогические классы – старт в профессию». Представлены условия применения на практике технологии организации деятельности профильного психолого-педагогического класса. Спикерами стажерской практики стали педагоги, входящие в состав рабочей группы по реализации проекта площадки. На мероприятии присутствовали заместители руководителей, педагоги образовательных организаций города Усолье-Сибирское, Киренска, Усольского района.
№ |
ФИО стажера |
Наименование организации |
Должность стажера |
1 |
Филипова Валентина Валерьевна |
Муниципальное автономное учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония» |
Педагог дополнительного образования, руководитель профильного психолого-педагогического класса |
2 |
Петрова Нина Германовна |
МБОУ « Тайтурская СОШ» |
учитель начальных классов |
3 |
Серова Вера Александровна |
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Санаторная школа-интернат № 4 г. Усолье-Сибирское» (ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4») |
Учитель, руководитель РИП |
4 |
Лубешко Нина Михайловна |
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Санаторная школа-интернат № 4 г. Усолье-Сибирское» (ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4») |
Учитель, руководитель РИП |
5 |
Глушкова Ирина Александровна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» (МБОУ «Гимназия « 9») |
Заместитель директора, учитель физики |
6 |
Сергеева Вера Юрьевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» (МБОУ «Гимназия « 9») |
Педагог-психолог |
7 |
Ендрихинская Галина Владимировна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» (МБОУ «Гимназия « 9») |
Учитель русского языка литературы |
8 |
Устюжанина Наталья Юрьевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» (МБОУ «Гимназия « 9») |
Учитель русского языка литературы |
9 |
Рябцева Вера Валерьевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» (МБОУ «Гимназия « 9») |
Заместитель директора, учитель музыки |
10 |
Грачева Алена Викторовна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 9» (МБОУ «Гимназия « 9») |
Заместитель директора, учитель английского языка |
11 |
Лысенко Надежда Георгиевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (МБОУ «СОШ № 2») |
учитель |
12 |
Варенова Валентина Александровна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (МБОУ «СОШ № 2») |
учитель |
13 |
Чикалова Виктория Сергеевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (МБОУ «СОШ № 2») |
педагог-психолог |
14 |
Костяева Алена Сергеевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (МБОУ «СОШ № 2») |
учитель |
15 |
Калиткина Елена Константиновна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (МБОУ «СОШ № 2») |
педагог-организатор |
16 |
Калашникова Ольга Александровна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» (МБОУ «СОШ № 10») |
Заместитель директора |
17 |
Ладутько Татьяна Константиновна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» (МБОУ «СОШ № 10) |
учитель начальных классов, куратор психолого-педагогического класса |
18 |
Золотаревич Марина Юрьевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» (МБОУ «СОШ № 10) |
учитель иностранного языка, классный руководитель психолого-педагогического класса |
19 |
Полещук Кристина Алексеевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» (МБОУ «СОШ № 10) |
педагог-психолог |
20 |
Сабитова Галина Владимировна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» (МБОУ «СОШ № 6») п. Железнодорожник |
педагог-психолог |
21 |
Агейченко Екатерина Олеговна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское |
учитель биологии |
22 |
Вязукова Ксения Анатольевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Усолье-Сибирское |
педагог-психолог |
23 |
Сидорова Наталья Анатольевна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Усолье-Сибирское |
социальный педагог |
24 |
Федорова Надежда Викторовна |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белореченская средняя общеобразовательная школа» |
учитель начальных классов, педагог дополнительного образования |
Программа проведения очной стажёрской практики.
Время |
Место проведения |
Мероприятие |
Ответственный |
11.00-11.30 |
Вестибюль 1 этаж |
Встреча гостей. Регистрация участников мероприятия |
Чехова Н. Н. дежурный администратор |
11.30-11.45 |
Актовый зал
|
Торжественное открытие. Приветствие участников стажерской практики |
Кравцова И. В., заместитель директора Бархатова О. А., директор МБОУ «СОШ № 16» Блинова О. В., директор МКУ «Информационный методический центр» |
11.45-12.20 |
Пленарная часть. Презентация опыта: Реализация модели профильного психолого-педагогического класса в МБОУ «СОШ № 16» |
Чехова Н. Н., заместитель директора |
|
Презентация опыта: Формирование учебного плана профильного психолого-педагогического класса |
Михайлова Л. Б., заместитель директора по УВР |
||
Презентация опыта: Практики поддержки имиджа педагогической профессии в работе с обучающимися профильного психолого-педагогического класса при реализации программы воспитания |
Кравцова И. В., заместитель директора по ВР |
||
12.20-13.00 |
Обед |
||
13.00-13.40 |
Кабинет 27 |
Мастер-класс: «Создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности обучающихся» |
Гаврилова Ек. В., Строева Р. В., учителя начальных классов |
Кабинет 28 |
Мастер-класс: «Формирование профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса» |
Чуйко Е. А., классный руководитель психолого-педагогического класса |
|
Кабинет 23 |
Мастер-класс: «Развитие специальных педагогических способностей в рамках реализации курса “Психология”» |
Кузнецова Н. Ю., педагог-психолог |
|
13.40-14.00 |
Перерыв |
||
14.00 – 14.40 |
Кабинет 27 |
Практикум 1. «Способы и средства реализации курса «Педагогика» («Формирование мотивации к педагогической профессии в рамках реализации курса «Педагогика») |
Терентьева Т. П., учитель истории и обществознания |
Кабинет 28 |
Практикум 2: «Интерактивные формы и технологии организации деятельности психолого-педагогических классов». |
Тарасова М. В., учитель физики, Кожуховская М. А., учитель биологии |
|
Кабинет 23 |
Практикум 3: «Способы организации прохождения педагогической практики обучающимися психолого-педагогического класса в условиях начальной школы» |
Гаврилова Ел. В., Капустян М. Б., учителя начальных классов |
|
14.40-15.00 |
Актовый зал |
Рефлексия. Подведение итогов |
Чехова Н. Н., заместитель директора |
Началась стажёрская практика с приветственного слова директора школы Бархатовой Оксаны Алексеевны. Она кратко познакомила присутствующих с основными направлениями деятельности школы, в том числе, с реализуемым инновационным проектом, а также перспективами дальнейшего развития школы, пожелала гостям успешной плодотворной работы по освоению материала по теме стажерской практики.
На пленарной части администрация школы представила опыт реализации модели психолого-педагогического класса в образовательном учреждении. Были озвучены вопросы, связанные с организацией и функционированием психолого-педагогического класса в МБОУ «СОШ № 16»: формирование учебного плана, организация профессиональных проб, мероприятий, направленных на выявление педагогически одарённых обучающихся, воспитание престижности педагогической профессии, формирование мотивации обучающихся к педагогической деятельности в условиях реализации программы воспитания МБОУ «СОШ № 16».
Следующим этапом была практическая часть, в которой участникам практики были предложены стажёрские «пробы»: мастер-классы и практические занятия, направленные на освоение профессиональных компетенций по применению практико-ориентированных технологий в реализации комплексной системы мер поддержки обучающихся в психолого-педагогическом классе, выполнили практические задания, получили профессиональный опыт.
На мастер-классе «Создание условий для раннего проявления и развития педагогической одаренности обучающихся», проведённом учителями начальных классов Гавриловой Екатериной Викторовной, Строевой Русланой Владимировны, стажёры дали экспертную оценку инновационным проектам: конкурсу допрофессионального мастерства «Надежда России», конкурсу «Подвижная перемена». Экспертиза была проведена по следующим критериям: актуальность, реалистичность, востребованность, конкурентоспособность. Стажеры выполнили задания Регионального чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы»: смысловой анализ текста, на основе которого построили внеурочное занятие.
Важную роль в формировании профессиональной мотивации обучающихся психолого-педагогического класса играет деятельность классного руководителя. Чуйко Е. А., классный руководитель ПППК, провела мастер-класс, на котором выделила основные направления своей деятельности в работе с обучающимися, поделилась опытом организации поддержки их раннего профессионального самоопределения. Участники мастер-класса под руководством спикера и его учеников учились организовывать подвижные перемены.
Важным этапом работы в организации деятельности ПППК является проведение мероприятий диагностического, развивающего, консультационного характера. Для осуществления содержания психолого-педагогической работы реализуются план деятельности психологической службы, учитывающий цели, направленные на работу с обучающимися психолого-педагогического класса, в том числе реализация элективного курса «Психология». Педагог-психолог Кузнецова Наталья Юрьевна провела для стажёров мастер-класс «Развитие специальных педагогических способностей в рамках реализации курса «Психология», на котором познакомила участников с содержанием курса, его планируемым результатами, с используемыми технологиями. Стажеры оценили практическую значимость программы, отметив, что характерные для старшего подросткового и юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения. Прохождение программ способствует личностному и профессиональному самоопределению. Стажеры выполнили задания, направленные на развитие коммуникативных умений и помогающие определить их уровень сформированности.
На практических занятиях стажеры выполнили задания с использованием интерактивных форм и практико-ориентированных технологий, составляли педагогические ситуации, участвовали в дебатах, составляли индивидуальный план образовательного маршрута, маршрутный лист для организации прохождения педагогической практики обучающихся психолого-педагогического класса.
Завершилась стажёрская практика обменом мнениями, анализом полученного опыта по теме ««Психолого-педагогическая направленность профильного обучения как эффективный инструмент формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС», итоговой рефлексией. В итоговых анкетах все участники дали высокую оценку организации мероприятия, отметили большую практическую значимость для развития образования в своих образовательных учреждениях, пожелали дальнейших успехов команде школы, высказали надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.