Региональная инновационная площадка
«Психолого-педагогическая направленность профильного обучения как эффективный инструмент формирования профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Период реализации инновационного проекта
Год начала: 2023 г.
Год окончания 2025 г.
Направление деятельности инновационной площадки
В рамках реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, с целью создания механизма отбора, подготовки и закрепления педагогических кадров, совершенствования системы непрерывного педагогического образования, педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 16» пришёл к выводу о необходимости активизировать работу по организации психолого-педагогического класса. Направления деятельности инновационного проекта:
1. организация образовательного процесса, направленного на формирование у обучающихся представления о педагогической профессии, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организацию самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение;
2. создания комплекса оптимальных условий для профессионального самоопределения обучающихся, методов психолого-педагогической подготовки, деятельности психолого-педагогического класса в образовательной организации.
Цель проекта:
Обеспечение условий для развития педагогических компетенций обучающихся общеобразовательного учреждения на основе формирования индивидуальных образовательных траекторий, создание мотивирующей образовательной среды.
Задачи инновационного проекта:
- проведение мониторинга эффективности деятельности психолого-педагогического класса, определение его перспективы в рамках действующей модели психолого-педагогического образования;
- создание инновационной образовательной среды на основе сетевого партнерства учреждений разного типа, обеспечивающей качественное профильное обучение и формирование устойчивой мотивации у школьников на будущую социально-педагогическую деятельность;
- организация проведения мероприятий для обучающихся образовательных учреждений города, планирующих заниматься педагогической деятельностью;
- рефлексия результатов инновационной деятельности, корректировка дальнейших действий по реализации проекта с учётом полученных результатов;
- представление методического продукта деятельности инновационного проекта с целью его внедрения в практику работы других общеобразовательных учреждений.
Предмет инновационного проекта:
Образовательный процесс на этапе апробации модели профессионального самоопределения психолого-педагогической направленности.
Инновационный потенциал проекта, представляемого муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Усолья-Сибирского, обусловлен потребностью региона в педагогических кадрах, что требует от образовательной организации поиска и формирования новых условий, обеспечивающих развитие педагогических компетенций обучающихся. Представляемый проект и результат его реализации будет направлен на создание эффективной модели психолого-педагогического образования в общеобразовательном учреждении, которая может быть внедрена в любой образовательной организации на уровни среднего общего образования.
Практическая значимость проекта заключается в разработке инновационных продуктов:
-модель школьного психолого-педагогического класса, обеспечивающая раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, развитие педагогических компетенций;
-психолого-педагогические рекомендации по развитию педагогических компетенций обучающихся и выявлению педагогически одарённых детей;
-организация мероприятий для общеобразовательных учреждений города: профильной смены «Будущий учитель растёт в школе», конкурса допрофессионального мастерства «Надежда России», Школы вожатского мастерства;
-создание образовательной среды, обеспечивающей сетевое взаимодействие образовательных организаций всех уровней для последовательной и целенаправленной подготовки педагогических кадров.
Реализуемость проекта
Реальность достижения целей и результатов проекта обеспечивается наличием практики работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» в режиме муниципального инновационного проекта на предшествующем этапе. В рамках реализации проекта будет продолжено укрепление связей с ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» педагогическим институтом и филиалом Ангарского педагогического колледжа в г. Усолье-Сибирское, в основе которых лежат элементы образовательного партнерства и сетевого сотрудничества по использованию интеллектуальных ресурсов. Управление инновационной деятельностью по реализации проекта предполагает создание постоянной творческой группы педагогов, целью которой является разработка содержания проекта и мониторинга его реализации, и временных проектных групп педагогов, формируемых для решения конкретных задач проекта.